Ключ к познанию нонконформизма

Ноябрь открыл для уральской столицы уникальную выставку – «Нонконформизм как точка отсчета». В первые дни на площадке выставки – в Ельцин Центре – собралось более 1000 человек.

На выставке представлено свыше 100 картин загадочного и своеобразного направления в искусстве – нонконформизма. Впервые эти работы стали выходить в свет с 1960 гг. Полотна того времени, подобно зеркалу, стали отражением тонны противоречий, царивших в общественной и духовной жизни Советского Союза в середине двадцатого века. Поиск истинных ответов на вечные вопросы сочетался с бунтарским протестом против господствующей политики, раскола массового сознания и духовного обнищания.
 

Философии художников-нонконформистов был свойственен экзистенциалистский акцент на уникальной природе отдельной личности. Стремление запечатлеть своеобразные грани человеческой сущности и усилить оттенок эмоционального измерения стало результатом появление неординарных картин.
«Выставка «Нонконформизм как точка отсчета» – специальный проект для Екатеринбурга, который закроется 22 января. Его главной особенностью является расположение картин в хронологическом порядке – с 1960-го по 2000-й г. Такой временной контраст позволяет понять, как происходило становление неофициального искусства в СССР»
Илья Шипиловских, руководитель арт-галереи Ельцин Центра.
Картина "Весна", художник - Борис Свешников.
Открывает выставку серия работ «Лианозовской группы», представители которой составляли костяк нонконформизма в советский период. В картины «впечатаны» запутанные мысли и тревожные веяния Оскара Рабина, Владимира Немухина, а также некогда примкнувших к ним независимых художников – Бориса Свешникова, Олега Целкова, Владимира Янкилевского и др.

В ряде работ великих мастеров «Второго авангарда» (именно так окрестили современные исследователи этот круг художников) в глаза бросается картина «Весна». Перед нами – одинокий человек, который сидит на корточках в больничной одежде посреди чахлых клумб и держится за голову. Олицетворяя советские реалии, она передает терпкий звук пустоты, болезненную замкнутость. Эта картина принадлежит уже упомянутого нами Борису Свешникову. С 19 лет художник был подвержен политическим репрессиям, долгие годы провел в лагерях в заточении. «Весна» – автопортрет художника, отражающий обостренное чувство жизни.

Далее в фокусе оказываются картины Оскара Рабина. Темные тона его шедевров передают мрачность и внушают скользкое чувство дискомфорта. На одном из его полотен изображен бульдозер. Автор таким образом напоминает нам об известном факте из истории – «Бульдозерной выставке» как одной из наиболее известных акций нонконформизма. Однако она была прервана по указу властей с привлечением большого количества милиции и техники –бульдозеров. Несмотря на ограниченную по времени демонстрацию произведений, это событие представляет символически акт – попытку дать право голоса подпольному искусству.
Картины следующего художника-нонконформиста Анатолия Зверева мгновенно приковывают взгляды. Он написал портрет своей музы, которая понимала и принимала его таким, какой он есть. Зверев в экспрессивной форме накладывал краску всем, что попадалось под руку. На картине видны остатки от пепельницы с окурками и спичками.

Художник-индивидуалист Олег Целков в своих работах хочет донести до зрителей простую идею о том, как усредненный советский человек потерял индивидуальные особенности, он лишен пола, возраста. Всему виной – тоталитарная модель общества, которая стирает в человеке личность.

Значимой частью выставки стали работы уральских художников – представителей «Уктусской школы» – Анны Таршис, Сергея Сигея, Валерия Дьяченко, Александра Галамаги, а также Евгения Малахина, больше известного как «Старик Б.У.кашкин». Между прочим, работы Малахина до сих пор можно увидеть на улице Екатеринбурга. Этот художник первым начал пропаганду современного искусства, расписывая заборы, гаражи и мусорные контейнеры.

В конце коридора первого этажа уютно расположены пара кресел и журнальный столик с новеньким изданием «Московского музея современного искусства». Можно посидеть, переосмыслить увиденное, углубиться в чтение журнала и с новыми силами отправиться на второй этаж.
Первый этаж выставочного комплекса остался позади. За спиной – полотна, наполненные пустотой и безысходностью, впереди – на втором этаже – «Новая волна» восьмидесятников, пришедших на смену старшему поколению концептуалистов и минималистов. Характерными чертами этого течения являются абсурдность и юмористичность, интерес к визуальной форме и фактурность.

С каждым последующим приближением ко второму этажу усиливается звук, чем-то напоминающий будильник. Он то громко грохочет, то резко пропадает. Складывается впечатление, будто рядом стоит человек и поочередно нажимает на кнопку.

Locally grown grape is cheap and very juicy
Фотография "Пушки", издававшей только шум и ничего более.
Первой работой, мимо которой невозможно пройти, стала картина с синими банками. Так называемый соц-арт – острое направление, в котором смешалось советское социалистическое искусство с американским поп-артом.

Грохочущий звук, напоминающий будильник, уже совсем близко… Доносится он из «Пушки» (справа на фото). Визуально она напоминает танк, только без гусеницы. На ней надпись: «Смотрите в трубку и включайте «Пушку»». Самое интересное, что в пушке ничего не отражается – абсолютный мрак. Все просто: люди, в предвкушении что-то увидеть, нажимают на кнопку, но вместо визуального эффекта - лишь шум.

Около «Пушки» висит нечто пугающее – три базовые геометрические фигуры «Круг. Квадрат. Треугольник.». Рядом – надписи. Дочитать до конца их трудно, так как полотно создает ощущение сильного психологического давления.
Locally grown grape is cheap and very juicy
«Падающий Небоскреб». Из серии «Город Россия»», автор - Павел Пепперштейн
После знакомства со странным аппаратом взоры невольно обращаются к творчеству Виктора Пивоварова. Он известен как иллюстратор детской литературы, его работу можно встретить на входе в арт-галерею, она украшает двери зала, а также является обложкой для приглашения на выставку. В работах художник старается передать изюминку советского быта. Среди его картин встречаются портреты его друзей, а также визуализация цитат из прошлого. В произведениях Пивоварова иллюстрируются принципы строгости и линеарности.

Ярким примером «Новой волны» считается картина «Падающий Небоскреб». Из серии «Город Россия»» (автор - Павел Пепперштейн). Основной частью произведения является «Пизанский небоскреб». Сквозь картину тянутся невидимые нити юмористичности, фактурности и абсурда.

От всех последующих полотен исходили подобные панические настроения. Оставляя нотку недосказанности, они невольно наводили на мысль об одиночестве, непонимании и отчужденности.
ТЕКСТ: МАРИЯ ГОРШКОВА
Контакты
г.Екатеринбург ул.Чапаева дом 16
тел. 365-56-56
Made on
Tilda