История фототехники

От камеры-обскуры до цифровых зеркальных камер
Историю фотографии открывает появление простых устройств, в которых даже не было механических элементов. Первым прототипом фотокамеры стала камера-обскура. Первая попытка получить изображение с помощью этого изобретения была предпринята в Англии в 1802 году Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом. Они вставили в камеру обычную бумагу, пропитанную специальным химическим раствором. С помощью такой бумаги, можно было получить изображение различных фигур.
Камера-обскура представляет собой продолговатый ящик с отверстием в дальней стороне и зеркалом внутри. Свет проходит сквозь отверстие и попадает на зеркало. На подложенный лист бумаги проецируется картинка, которая проходит сквозь отверстие. Остается лишь зарисовать её.
Первая в мире фотография «Вид из окна», 1826
Другой французские изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс поставил себе цель: «Найти способ закреплять изображение и печатать его». Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным, и его легко можно было размножить.

Фотоаппарат Луи Даггера

В то же самое время в Париже художник Луи Жак Манде Дагерр изобрел диораму. Она представляет собой ряд картин на длинной ленте холста, очень больших размеров, закрепленного на двух вертикальных валах. Перематывая эту ленту с одного вала на другой, Дагерр демонстрировал свои пейзажи зрителям. Вскоре он выяснил, что обработанная парами йода пластина становится светочувствительной. Изображение сразу получалось видимым и позитивным, хотя и зеркальным. Способ Дагерра требовал гораздо меньшей экспозиции (от нескольких минут до получаса), чем способ Ньепса, а также прекрасно передавал полутона.
Ряд значительных новшеств в области фотосъемки принадлежит Левицкому. Так, еще во второй половине 19 века он по своим рисункам построил первую фотокамеру с мехом, а в своем ателье впервые применил живописные фоны и павильонный штатив. Он стал первым, кто начал использовать для студийного освещения электричество.
Официальной датой изобретения фотографии является 7 января 1839 года (способ, открытый французом Луи Жаком Дагерром).
В середине 19 века Фокс Тальбот разработал новый фотографический процесс (тальботипия или калотипия). Впервые можно было осуществить получение нескольких копий с одного негатива (фото, где светлые участки – темные, а темные – светлые). Кроме того, Тальбот создал так называемый «волшебный фонарь» - прообраз современного увеличителя, и применил его для получения увеличенного позитивного (обычного) изображения. Изобретатель первым предложил проекционную печать с использованием солнечного света. Кроме того, именно Тальботу в впервые удалось получить «резкий снимок».

Фокс Тальбот
Мокрый коллоидный процесс
В 1852 году появился новый способ, предложенный Фредериком Скоттом Арчером. Суть способа: получение фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках со специальной эмульсией (мокрый коллодионный процесс). Это повысило светочувствительность и позволило получить изображение высокого качества, особенно по резкости.
Этот процесс применяется в настоящее время в некоторых специальных областях.
Сухие бромсеребряные желатиновые слои

В 70-х годах 19 века английский врач Ричард Мэддокс впервые предложил использовать желатин. Суть нового метода была следующей: после нагревания водного раствора желатина (чтобы желатин растворился) в него добавляют определенные химические вещества, непрерывно помешивая. Образовавшейся мутной эмульсии, поливают стекло и оставляют засохнуть в темноте. Кстати, эта субстанция используется и по сей день для приготовления фотографических эмульсий.
Впервые в России конструктор Дмитрий Петрович Езучевский создал в 1875 году стереоскопический фотоаппарат (с двумя или более съёмочными объективами). Фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать моментально и с выдержкой.
Немецкий химик Герман Вильгельм Фогель открыл оптическую или спектральную сенсибилизацию (устранение цветовой слепоты серебряной фотографии и сохранение е в черно-белом процессе правильной цветопередаче), что обеспечило прогресс в цветной фотографии.
Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок «Тартановая лента» («Ленточка из шотландки»)был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трёхцветной фотографии. Для получения снимка использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами.
Немецкий учёный Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фото пластину чувствительной к другим участкам спектра (цвета). Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съемки и проектор для показа снимков.

Сергей Прокудин-Горский продолжил его дело: разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. В 1905 г. свой новый состав сенсибилизатора: повышал равномерность светочувствительности пластины ко всему видимому спектру.

Вместе с цветоделением развивались другие процессы. В 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фото пластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии.
В 30-40 гг. начали использовать кинокамеры, которые позволяли получать хорошие цветные фото.
Моментальная фотография

Первый фотоаппарат, пригодный для моментальной фотографии, был изобретен в первой половине 20 века Самуэлем Шлафроком. Его разработка была начата фирмой Agfa в конце 1930-х годов. В дальнейшем название компании Polaroid, обладавшей почти монопольными правами на производство фотоматериалов одноступенного фотопроцесса, стало синонимом моментальной фотографии.
Цифровые фотоаппараты

В 1981 году компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Первая полноценная цифровая камера — DCS 100 — вышла в свет в 1990 году компанией Kodak.
В конце 20 века появились первые потребительские фотоаппараты с разрешением 640х480 и VGA-камеры Apple QuickTake 150 и Kodak DC40, а в конце того же года вышла Casio QV100. В 1996 году на рынок пришла компания Olympus.
Гигантским скачком в развитии фототехники стало создание цифровых зеркальных камер. Их производством сейчас занимаются Nikon, Canon, Sony.

Мнения экспертов
Каким фотоаппаратом вы пользуетесь?
Какую камеру/объектив посоветуете новичкам?
Илья Сорокин
Визуальный художник
Ксения Матушкина
Фотограф, предлагающий творить и вытворять
Сергей Якубицкий
Один из фотографов фотостудии "MONE studio"
Я использую Canon 650D и объектив Sigma 30mm. Почему такой выбор? Canon довольно хорош, пусть и немного краснит, но это исправимо. Объектив очень светосильный и резкий, выдает интересную картинку при съемке в полутемноте (клубы).
Аналоги объектива есть у Canon хорошие, так же 30mm и довольно резкие картинки выдает. В плане самого фотоаппарата, все в ближайшей ценовой категории аналогичны ему. Всем, кто начинает, советую Canon 650D и портретник от Canon 50mm.
У меня Olympus ЕМ в 10. Он нереально крутой и чем-то напоминает пленочную камеру: меньше, легче, но ничем не уступает последним громоздким моделям фотоаппаратов Canon.
Canon 60D - для новичков, так как дает теплые оттенки, Nikon - холодные. Либо можно взять Olympus, но самый последний из моей линейки.
Пользуюсь простой фото-техников, которая отвечает моим требованиям: Nikon D600 с объективами Sigma 24-70/2,8 70-200/2,8, 85/1,4 35/2,0.
При необходимости беру у партнеров Сanon 1DX, Nikon D810, D750, Sony A7S mark 2.
Новичкам посоветую любую камеру, отвечающую требованиям качества и удобства для решения задач.
Илья Сафаров, руководитель Фотоклуб Уральского федерального университета
Пользуюсь достаточно большим набором техники. У меня сейчас рабочая тушка Canon 5D mark 3 и около шести объективов разных производителей. Например, фишай белорусского производства, широкоугольник 14мм Samyang, универсальный 24-105 Sigma линейки Арт, портретные 50 мм 1.4 от Canon и 24-35 2.0 арт серии от Sigma, ну и телевик 70-200 2.8 той же фирмы. Этот набор с запасом способен решить почти все мои потребности и запросы по съемкам. Почему именно он? Canon 5D mark 3 - почти идеальный инструмент для профессионального репортажного фотографа этого производителя (на момент покупки), a самая топовая камера стоит в 2 раза больше (она в планах).

Что посоветовать новичку? Все зависит от целей человека. Если нужно, чтобы получались красивые кадры на все случаи жизни, то выбор очевиден - продвинутой "мыльницы" будет более чем достаточно.

Погружение в мир фотографии и фототехники имеет одно вредное последствие - это постоянное желание улучшать технику. Но это очень дорого! Покупая зеркалку, нужно понимать, что нужно будет много работать, учиться и вкладываться. Для начала можно взять что-то просто (с учетом нынешних цен). Возможно следует взять технику с рук (старую зеркалку в хорошем состоянии, с универсальным пробегом…). Полгода поучиться снимать на ней. Далее придет понимание, что тебе хочется взять новую или же Б/у камеру, но уже мощнее.

Лично я начинал с камеры Canon 500D, на ней и научился. Позже перешел на "полупроф" Canon 60D. Буквально за год-полтора, продолжая развиваться, дорос до полнокадрового профессионального марка.

Для новичков идеальный набор - универсальный объектив и самый простой портретник 50mm 1.8. Раскрыв потенциал и возможности такого набора, придет понимание, что нужно "еще" или "вместо". В случае с фототехникой в 70% работает правило: «Чем дороже - тем лучше». Но далеко не всегда вам нужно "это лучше". Прекрасные снимки можно делать и на ваш мобильный телефон, поэтому покупка смартфона с хорошей камерой для многих желающих погрузиться в мир фотографии тоже весьма неплохой вариант.

ТЕКСТ: Евгения Егорова

Контакты
г.Екатеринбург ул.Чапаева дом 16
тел. 365-56-56
Made on
Tilda