Интервью
Многогранный мир слов

Авторы: Александра Захарова, Мария Горшкова
Поэзия - это одно из самых древних и возвышенных искусств в истории человечества. Сейчас, когда мы вовлечены в бесконечный информационный поток, поэзия с её чувственной красотой и непостоянностью может заставить человека отвлечься от повседневной суеты и окунуться в многогранный мир слова. О современном состоянии поэзии расскажет поэт, литературный критик и литературовед Константин Комаров.
— Как давно вы начали заниматься поэзией?
— Меня всегда смущала формулировка «заниматься поэзией», ведь поэзией нельзя заниматься. Поэзией можно жить, умирать, любить…
Но, отвечая на вопрос, всерьёз я приступил к поэзии лет в пятнадцать.

— Творчество каких поэтов вас вдохновляет?
— В первую очередь – Владимир Маяковский, которого я люблю давно, по которому я защищал диссертацию. В целом это Серебряный век: Блок, Мандельштам, Цветаева...
— Кого можете назвать наставником в мире литературы?
— Учителем моим был и остается наш земляк Юрий Казарин, один из крупнейших поэтов России, филолог, лингвист, профессор Уральского федерального университета.
— Сегодня довольно часто люди говорят о том, что русская поэзия и литература в целом утратила свою значимость и статус в мире. Вы согласны с этим?
— Такие разговоры идут давно и они, конечно, имеют под собой почву. Времена нынче непростые для поэзии, довольно прагматические. Другое дело – поэзия защищает себя сама. Поэзия в первую очередь язык, а язык – саморазвивающаяся система. Что бы не происходило, какие бы социальные катаклизмы не потрясали мир, насколько бы циничнее, суше не становился человек, язык существует. Язык и есть залог существования культуры, а пока существуют язык и культура, будет существовать и поэзия.
— Трудно ли добиться признания молодым поэтам?
— Признание признанию рознь. О массовом признании сейчас, конечно, речи не идёт, потому что даже самые известные современные поэты популярны, большей частью, в своем «референтном кругу». Довольно узкую прослойку составляют те, кто читает современную поэзию, те, кто ей интересуется... Признания в своём кругу в принципе достичь довольно несложно.

У нас есть интернет, у нас есть ресурсы, у нас есть объединения для молодёжи. К массовой же популярности поэзия, мне кажется, и не должна стремиться, потому что она никогда не была искусством масс, она была – ещё со времён Пушкина – делом немногих, искусством элитарным. Исключение составляют шестидесятые годы. В это время Евтушенко или Вознесенский собирали стадионы, но это было больше влиянием моды и к поэзии, как таковой, имело отношение весьма опосредованное.

Если мы сейчас говорим о признании молодого поэта, то в первую очередь имеем в виду признание в рамках своего профессионального сообщества. Но если мы говорим о признании за рамками этого сообщества, то мы натыкаемся на имена таких поэтов, как Вера Полозкова, Ес Соя. На мой взгляд, к поэзии они никакого отношения не имеют. Попса – это не поэзия. Я очень принципиален в этом плане. Полозкова ещё ладно, пусть будет, пусть занимает свою нишу. Но эта бесконечная свита, которая потянулась за ней… Всё это не серьёзно. Можете списать это на ревность, зависть и обиженное самолюбие.

— На ваш взгляд, интернет даёт дополнительные возможности для реализации творческого потенциала писателя?
— Даёт, конечно, но тут я тоже довольно ортодоксален и консервативен. Очень хорошо, что есть возможность выхода к читателю через сайт «Стихи.ру», через размещение стихов в социальных сетях и так далее. Хорошо то, что тебя прочтут люди.

Однако я, по старинке, убеждён в том, что средством профессиональной легитимизации поэта является публикация в «толстом» литературном журнале. Издание книги не в счёт - книгу сейчас может издать любой. Публикация в журнале – это другое… Это бумажный эквивалент твоего творчества. Бумага важна для русской ментальности. Пусть «толстые» журналы переживают сейчас непростое время, пусть они издаются минимальными тиражами, пусть бумажный экземпляр уже почти нигде, кроме как в библиотеке, не достанешь, да и в библиотеке уже не факт, но сама публикация и прохождение какого-то отбора (в особенности – если многие этот отбор не прошли), говорит о многом. А на «Стихи.ру» своё произведение может выложить каждый. Поэтому интернет в сущности не меняет ничего, но стимулирует амбиции, даёт небесполезные средства выхода на читателя.

— Может ли увлечения поэзией перерасти в профессиональную деятельность в наше время?
— Профессиональная деятельность подразумевает какой-то заработок, но нужно сразу сказать, что поэзией не заработаешь. С одной стороны, говорят, поэт - это не профессия, это состояние души. С другой стороны, о какой профессиональной деятельности можно говорить, если у нас даже нет в трудовом реестре так называемой профессии - писатель. Сейчас бьются, пишут петиции, чтобы профессию писателя официально включили в реестр... Что уж тут говорить о профессии «поэт»? Если же вы говорите о профессионализме в плане поэтической деятельности, то это подразумевает нечто другое, то есть профессиональное отношение к своему слову, к тому, что ты пишешь не для рынка, не для заработка, но для развития внутреннего профессионализма в самом себе, в своей работе. Поэзия, помимо всего прочего, это большая работа. Работа в смысле того, во что ты вкладываешься, чему ты отдаешься целиком и полностью.
— Что вы можете посоветовать начинающим авторам?
— Совет мой совершенно банален, изобретать велосипед не буду. Прежде чем думать, как собрать миллион читателей, гоняться за славой и успехом, которые всегда в этой сфере сомнительны, то в первую очередь нужно читать. Читать, читать и читать. Знать, как писали до тебя, знать свое ближайшее окружение, то есть понимать контекст современной поэзии. Без чтения писать невозможно! Ну и, конечно, быть строгим к себе, вышеупомянутый профессионализм в себе воспитывать. Не нужно очаровываться броскими обёртками. Надо осознавать пространство, где ты существуешь; понимать, что не ты первый и не ты последний обратился к такому благородному и неблагодарному делу, как изящная словесность…

Контакты
г.Екатеринбург, ул.Чапаева, дом 16
тел. 365-56-56
Made on
Tilda