эссе
Скелеты (не)нашего времени
Автор: Анна Иванова
Каждый из нас не раз слышал фразы: «Современное общество очень глупое, раньше такого не было», «раньше люди интересовались литературой, не то, что сейчас», «современному поколению интересны только социальные сети, все гонятся за лайками», «девушки сейчас очень ветрены, еще и учиться не хотят, а раньше такого не было» и еще очень много «раньше»…

Однако, если основательно задуматься над этим вопросом, то возникает такая дилемма: действительно ли в наше время, в отличие от «раньше такого не было», люди стали заметно глупее? Или это один из мифов, который обосновался в недрах нашего мозга, и который мы так часто слышали в детстве от бабушек у подъезда, играя на детской площадке?

Естественно, поток информации в современном мире в тысячи раз больше, чем несколько веков назад. Человеку из периода Средневековья даже и не снились знания, которыми мы обладаем сегодня – это и строение клеток, и освоение космоса, и открытия в медицине, и современные технологии… Этот список можно продолжать и продолжать! Если говорить об общей осведомленности современного общества о мире, то мы намного умнее наших предков. Сравнивая «людей прошлого» и «людей настоящего», мы не должны брать во внимание критерий, описанный выше, потому что в этом случае не нужно проявлять много усилий, чтобы выявить победителя. Сейчас нам важно сравнивать современных людей с людьми, живущими во времена, когда было «раньше», по таким критериям как: моральные ценности и стремление к саморазвитию и самопознанию.

Если бы современное «оглупевшее» общество приняло один полноценный облик, то его бы закидали тухлыми помидорами строгие критики, которые знают «как раньше было», пусть даже они и не жили во времена этого «раньше». Но за что, наши строгие и беспрекословно компетентные критики так жестоко поступают с современным обществом? Давайте разбираться.

Все знают волшебное слово «Google», а слово «гуглить» давно вошло в обиход. Благодаря безграничным возможностям Интернета мы в любой момент можем узнать все, что нам заблагорассудиться. Например, мы можем, стоя в очереди, прочитать теорию Шварцшильда о черных и белых дырах или в три часа ночи пройти тест «Кто ты из феечек Winx». Но самое печальное, что подавляющее количество запросов подобны второму примеру. Чаще всего, молодые люди обращаются к научным и познавательным статьям, к какой-либо литературе только тогда, когда пишут курсовую или любую другую научную работу, а просмотр такого материала, как правило, поверхностный. Установка такая: нужно побыстрее сделать, тут можно пропустить, а тут просто скопировать, вот и свободен! Главная проблема в том, что люди перестали пропускать информацию через себя, перестали обдумывать и взвешивать прочитанное, такое «пустое» чтение на выходе дает минимум остаточных знаний, если не нуль. Именно по этим причинам мы получаем людей с узким кругозором и ограниченным мышлением. Эти люди не хотят думать, не хотят формировать собственное мнение и создавать новых идей, да и зачем, если под рукой всегда есть волшебный смартфон, который сделает все за них.

Социальные сети – еще одна «язва» современного общества. И, вроде бы, изначальный посыл социальных сетей был весьма обнадеживающий: возможность без каких-либо проблем и затрат связаться с человеком из любой точки земли весьма прельщает, а доступность и простота социальных сетей так и манит. Но со временем простая связь с друзьями перетекла в нечто пугающее… В погоне за признанием в социальных сетях, люди пытаются создать некий идеал себя – картинку, которую будут видеть все, и которую все должны обожать. Под картинкой имеется в виду не только внешний вид человек, но и поведение, манеры общения и т.д. Люди создают вокруг себя ореол, некий культ личности себя, теша тем самым свое самолюбие. Как правило, эта картинка часто далека от реальности.

Отслеживая современные тенденции общества, создается впечатление, что современный человек не стремится развиваться духовно, основная ценность состоит лишь в количестве лайков и комментариев под фото, а не познание мира и самого себя. Зачем узнавать новое, искать истину, самосовершенствоваться, если можно «раскрутить аккаунт и жить спокойно на рекламу» или «покажу себя красивую, выйду удачно замуж и всю жизнь можно буду без проблем». Именно это сейчас занимает молодые умы, вот о чем они думают с вожделением, вот предел мечтаний! Беспечная жизни полная развлечений с минимальным количеством проблем – все, что сейчас иступлено жаждут многие. Социальные сети стали восприниматься не как средство общения, но как билет в поезд под названием «Развлечения без проблем».

Легкомысленные современные люди часто сопоставляются с образованными людьми из «раньше». Интересная особенность: понятие «раньше» люди часто ассоциируют с XVIII и XIX вв., а иногда и с XX в. Такие слова, как «леди» и «джентльмен» не могут у нас ассоциироваться с беззаботными людьми и посредственным мышлением, а насколько наши ассоциации верны мы узнаем ниже.

Авторы литературных произведений, как правило, пытаются в своих произведениях точно отразить время, в котором они жили. Писатели тщательно стараются передать всю гамму общества конкретного времени. Джейн Остин прекрасно удалось изобразить палитру общества начала XVIII в. Роман «Гордость и предубеждение» повествует нам о жизни семьи Беннет, в которой только двое из пяти дочерей обладают живым умом.

Одна из сестер, Мэри, «усиленно занималась самосовершенствованием и всегда была рада показать себя», но при этом, образованной мы назвать ее не можем. Она «глотала книги залпом», но при этом ни одну из книг не обдумывала и не переосмысляла. Когда же её просили выразить свою мысль по той или иной дилемме, без собственноручно написанного справочника с цитатами из прочитанных книг они ничего сказать не могла.

Умы двух остальных дочерей волновали только балы и кавалеры. К ним можно присоединить и мать семейства, которая помимо этого горела желанием выдать дочь замуж за джентльмена с хорошим доходом, не учитывая мнения дочерей в этом деле. Так обстояли дела не только Беннетов.

Все разговоры их друзей и соседей начинались с обсуждения доходов потенциальных супругов своих чад и заканчивались сплетнями о новом полку, прибывшем в город по соседству.

В другом романе Джейн Остин «Разум и чувства» мы видим молодого человека, живущего одним днем и нежелающего думать о чем-то, кроме охоты и светских развлечений. Единственное, что его волнует в этой жизни – получение сбережений для продолжения распутной жизни на широкую ногу. Он, донжуан и повеса, женится на девушке, которая его совершенно не привлекает, ради богатого приданного.

Общество, которое описывает Джейн Остин, интересуется лишь светскими выходами и сплетнями, у них нет возвышенных ценностей. Балы, наряды, охота, мимолетные романы – это все, что вызывает их острое внимание. Они не стремятся познать что-то новое, а чем выше у вас доход и чем роскошнее экипаж, тем более привлекательны вы для них.

О XVIII и XIX вв. мы поговорили, теперь рассмотрим XX в. Откуда же появилось суждение о том, что в XX в. люди более образованы и любознательны, чем сейчас? Если взять СССР, то все мы прекрасно знаем, что существовало огромное количество инстанций, которые контролировали литературные издания, выпуск фильмов и агитационных плакатов, эфиры на радио, в общем, весь медиаконтент находился под особым строгим контролем. Один только сценарий для фильма проходил через 10 сценаристов-экспертов, не говоря уже об остальных этапах производства кинофильма.

Например, возьмем советский фильм «Девчата» 1961 года, в который рассказывает нам о жизни советской молодежи на леспромхозе «Бордовский». Главная героиня, Тося, познакомившись с женихом соседки Нади, встает в ступор: как можно выходить замуж за 40-летнего лысого и скупого мужчину. Она спрашивает: «За что Надя любит Ксан Ксаныча?». Её соседки с удивлением объясняют, что у него масса хороших качеств: «человек он положительный, плюс не пьет, не курит, работник хороший, вот у них и любовь». Помимо этого, можем обратить внимание на то, что в поселке, где живут работники леспромхоза, самыми популярными молодыми людьми считаются бригадиры Ильи Ковригина, которые всегда весят на доске почета за перевыполнение плана.

В этом фильме всех молодых людей показывают в положительном свете, как трудолюбивых и образованных. И все женские образы, чаще всего создаются по такому же принципу. Получается, что облик образованных, открытых и добрых молодых людей в советское время несколько навязывали. На плакатах, в песнях, в фильмах того времени мы видим образ молодежи, которые не перестают учиться и разносторонне развиваться, чьи, как правило, положительные качества намного превосходят отрицательные.

Такая пропаганда советской молодежи продолжает работать и по сей день, так как у человека, не жившего в советское время, может сложиться впечатление об обществе того времени из подобных фильмов и книг, которые тщательно проходили несколько этапов проверки перед выходом в свет. Появляется вопрос: «Насколько нам реально показывают картину того времени?» Возможно, что это лишь водный пузырь, скрывающий действительное положение вещей…

Подходя к заключению, можем провести «аналогию» современного общества и общества прошлого. Можно сказать, что балы, экипажи, светские развлечения и наряды, заменились на лайки, репосты и комментарии, а одной из главных ценностей большинства людей уже на протяжении нескольких веков является беспечная жизнь. Мыслящий и развивающийся человек в современном мире такая же редкость, как и в романах Джейн Остин, да и многих других писателей. Я твердо могу сказать, что человеческая натура, какой мы видим ее в современном мире, была такой же, как и «раньше». Единственное, что изменилось – форма проявления. Социальные сети можно назвать одной «глобальной деревней», так как она связывает людей абсолютно разного статуса, уровня образования и места жительства. Если «раньше» человек мог построить вокруг себя иллюзию разностороннего и образованного человека за счет соблюдения строгого этикета и поддержания формальных светских бесед, то сейчас социальные сети обнажают человека полностью, и как бы он не строил вокруг себя ореол оригинальности, его невежество рано или поздно проявится в невзначай брошенном слове.

Made on
Tilda