Советский кинематограф:
от революции до декаданса

История советского кино крайне неоднородна. Кратковременные взлеты мгновенно сменялись долговременными падениями, а застой в производстве качественных кино-картин мог тянуться неприлично долгое время.
История советского кино началась с 27 августа 1919 года с принятием декрета о национализации кинодела. С течением времени эта дата смысл не потеряла: она по-прежнему носит гордое название «День российского кино».

В 1920-е гг. были созданы киноконцерн «Мосфильм» и старейшая киностудия в России «Ленфильм».

Съемочная площадка "Ленфильм"
В 1925-м вышел в свет один из самых значимых немых фильмов – «Броненосец Потемкин» (режиссер – Сергей Эйзенштейн). Кинокартину тепло встретили как в России, таки на Западе. Несмотря на содержание в фильме множества политических аспектов, на экраны его все-таки пустили из-за малой заинтересованности Кремля в кинематографе. С таким же успехом вышел и следующий фильм Эйзенштейна «Октябрь» (1927г.).

Конечно, находилось место и для кино рекреационной направленности. Однако лидерство Сергея Эйзенштейна в те времена не вызывало никаких сомнений.
"Броненосец Потемкин" (1925г.)
Режиссер: Сергей Эйзенштейн

«Цепи сталинизма»

Первой звуковой советской картиной была «Путевка в жизнь» Николая Экка (1931г.), а первым цветным фильмом– «Соловей- Соловушко» (1936), снятый Николаем Экком. Молодые режиссеры начали активно пользоваться новыми возможностями кинематографа, такими как звук и цвет. Несмотря на расширение технических возможностей, многим идеям так и не удалось воплотиться. В то время тяжелой на советский кинематограф надвигался сталинский тоталитарный режим. Его мощь полным ходом «выкорчевывала» ростки творческой свободы и контролировала все единицы кинопроизводства.
"Путевка в жизнь" (1931г.)
Режиссер: Николай Экк
Но были и те, кто смог приспособиться к такой жесткой цензуре: Георгий и Сергей Васильевы («Чапаев», 1934), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», 1934) и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин», 1938).

Период
Великой Отечественной войны

В столь тяжелый для страны период главная цель кинокартин заключалась в поднятии боевого духа солдат и пролетариата. Сначала это были короткометражки, позднее– полнометражные картины, которые отражали ужасы военного времени. Такими фильмами были: «Радуга» (1943), «Зоя» (1944), «Нашествие» (1944), «Она защищает Родину» (1943) и др.
"Нашествие" (1944 г.)
Режиссеры: Абрам Роом и Олег Жаков
В этот период Сергей Эйзенштейн снимает заключительную картину – трагедию «Иван Грозный». К сожалению, вторую часть фильма запретили по приказу Иосифа Сталина, так как в образе безжалостного царя Ивана легко можно было уловить безнравственность абсолютизма.

"Иван Грозный" Сергей Эйзенштейн 1944г.
В конце 40-х Сталину было труднее всего контролировать кинорепертуар. Поэтому он издал указ – в год должно было выходить не более 12 фильмов. Среди них есть настоящие шедевры «соцреализма» («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва», «Жуковский», «Адмирал Ушаков», «Белинский» и др.).

Оттепель – на пути к признанию

Смерть Сталина вызвала резкое увеличение кинопроизводства, приток новых режиссеров и актеров. Наиболее значимой фигурой тех лет стал режиссер Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»).

«Летят журавли» Михаила Калатозава первая и последняя советская картина, получившая на Каннском фестивале кино«золотую пальмовую ветвь», поныне единственную, которую удалось взять российскому фильму.

Григорий Чухрай на съемках "Сорок первый" 1956г.
Вместе с этим, период Оттепели позволил выйти на экраны не только авторским фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство», 1962г.), Глеба Панфилова («В огне брода нет», 1967 г.) и Ларисы Шепитько («Крылья», 1966 г.), но и подарила всем удовольствие настоящих комедий великих режиссеров: Леонида Гайдая («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»).

Кино-обрыв

«Оттепель» оборвалась советскими танками, пересекающими пражские мосты. Кремлевская кинореакция была довольно жесткой, на корню пресекались любые творческие замыслы. Несмотря на идеологические запреты, многие кинокартины заслуживают уважения – «Проверки на дорогах» (1971) Алексея Германа, психологические драмы «Долгие проводы» (1971) Киры Муратовой, «Тема» (1979) Глеба Панфилова и др.
Другие достойные фильмы наказывались минимальным прокатом: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Но несмотря ни на что в свет все-таки вырывались ленты киномастеров первого класса (Василий Шукшин «Печки-лавочки», «Калина красная»; Глеб Панфилов «Начало», «Прошу слова»; Никита Михалков «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Родня»).

"Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977 г.) Никиты Михалкова
Посещаемость кинозалов в то время была рекордной во всем мире. Люди ходили на комедии Гайдая, Данелия и Рязанова, зрелищные ленты Владимира Мотыля и Александра Митты.

Безусловными рекордсменами по посещаемости стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» и боевик Бориса Дурова «Пираты XX века».
Москва слезам не верит
Отрывок из кинокартины

Перестройка:
время перемен

Дерегуляция коммунистического режима заметно ослабила цензурное давление и это принесло свои плоды. Так, реабилитированный по всем статьям Элем Климов стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. Его фильм «Иди и смотри», пожалуй, единственная в российском кино картина, в которой Вторая мировая война показана столь естественна. Тогда же последовала отмена запрещенных для советского кино тем и жанров. Впервые на советских экранах вышла первая картина с сексуальной сценой («Маленькая Вера» Василия Пичула).

"Иди и смотри" (1985г.) Элема Климова
Период перестройки полон противоречий. С одной стороны - импорт западных картин, пиратство, конкуренция с телевидением сделали свое дело: наше кино стало терять даже самых преданных своих зрителей. С другой стороны - стало наблюдаться влечение Запада к советской кино-продукции. Тогда же отечественные фильмы стали частыми гостями и победителями на международных кинофестивалей. Между тем, это не помогло повысить коммерческие сборы в кинотеатрах на рубеже 90-х. Последняя комедия Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация»» не привлекла и четверть зрителей его прежних картин.
Непрофессионализм российского жанрового кинематографа превращался в скучнейшее зрелище, в то время как люди продолжали смотреть западные боевики, драмы и комедии.

Распад СССР

1991-й год, как известно, стал роковым для советского кино. Инфляция и пустота на прилавках достигла своего пика. По всей стране начали открываться кинозалы, в которые толпами ходили люди и просматривали пиратские версии «Терминатора» и «Эммануэль».
Цензура уже ни на что не влияла. Возле каждого киоска продавались фильмы порнографического содержания, российские фильмы все чаще получали второстепенные награды на международных кинофестивалях.
Не принесли никаких изменений ни разоблачительные ленты о сталинских лагерях, ни боевики об афганской войне и ее последствиях, ни о терроризме, ни мелодрамы о проститутках, ни фантастика. Большинство таких фильмов не увенчались успехом. Российское кино преследовала все та же болезнь фильмов второго сорта- непрофессионализм.
ТЕКСТ: АНДРЕЙ ГУБИНЕЦ
Контакты
г.Екатеринбург ул.Чапаева дом 16
тел. 365-56-56
Made on
Tilda