Статья
Учитесь и совершенствуйтесь: руководство по написанию конспектов
Автор: Анастасия Ткалич
Вы замечали, что сегодня, в какой лекционный зал не войдешь, повсюду встречаешь людей, звонко отстукивающих презентацию или лекцию на своем компьютере, айпаде или смартфоне? И слушатели с самыми обыкновенными блокнотами и ручками на этом фоне кажутся несколько консервативными и даже старомодными? Но на самом ли деле люди с лэптопами более эффективны и кто в конечном итоге «выигрывает»? Об этом и пойдет речь в текущей статье.
Вести конспекты от руки действительно тяжелее и занимает больше времени, чем печатать их на компьютере. Вообще, печатая лекцию на электронном устройстве, студент записывает в среднем в два раза больше информации, чем его однокурсник, делающий это на бумаге. Более того, людям с плохим почерком печатные лекции дают возможность иметь аккуратные и структурные записи. Но действительно ли эти подробные и красивые конспекты стоят того?
Исследования, о котором пойдет речь, было напечатано в 2014 году в Psychological Science. Это один из самых уважаемых научных рецензионных журналов в сфере психологии. Исследование проводилось учеными в Принстоне и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Студентов этих университетов, разделили на две группы и каждой прочитали лекцию. Первая группа должна была делать конспект от руки, а вторая – печать на компьютере. После лекции конспект у обеих групп студентов изымался, и через неделю их приглашали сдать экзамен по материалам прочитанной лекции. Та группа студентов, которая вела конспект от руки, в среднем набирала в 2 раза больше баллов, нежели те, кто вел конспекты электронно.
Почему же так происходит? Начнем с того, что есть две практические пользы от ведения письменных конспектов. Первая – это то, что когда мы записываем лекцию за преподавателем, часть информации откладывается у нас в голове. А второе – это то, что конспект представляет собой внешний носитель, на котором содержится информация, которую в будущем мы можем выучить.
Главным образом мы рассмотрим эффективность первого момента, то есть запоминание информации и обучение в процессе конспектирования. Почему не второго? По крайней мере, когда дело касается университетской среды, та информация, которую нам дает лектор, доступна более или менее повсеместно, если не от него, то через книги, через интернет, через открытые курсы других университетов. И поэтому это дебатируемый открытый вопрос действительно ли это самое эффективное использование времени на лекции – создание еще одного внешнего носителя, уже существующего в других источниках информации. И действительно ли самый эффективный способ создания такого носителя, даже если мы и решим это делать, это запись за профессором вручную или на компьютере, а не, например, запись на диктофон. Поэтому это открытый вопрос. В то время как я думаю, каждый студент был бы счастлив выходить с лекции уже с отложившимися знаниями. Так вот насколько ты запомнишь информацию при конспектировании, зависит от того, как ты конспектируешь.
Есть два вида конспектирования, которые называются генеративный и негенеративный.

Генеративное конспектирование подразумевает под собой перефразирование, суммализацию информации, записывание информации в форме интеллект-карт.

Негенеративное конспектирование – это просто конспектирование слово в слово по системе «что слышу, то и пишу».

По своей сути генеративное конспектирование, подразумевает гораздо более глубокий процесс обрабатывания информации, нежели негенеративное. При негенеративном конспектировании ты можешь даже не понимать, что ты пишешь и не отдавать себе в этом отчета. Это более поверхностный процессинг информации с когнитивной точки зрения. Так как же эта информация применима в нашем деле «тетрадь против лэптопа»?
Дело в том, что когда мы пишем на лэптопе, мы не имеем этого временного ограничения, которое заставляет нас быть выборочным в том, что мы пишем, и мы имеем возможность писать больше и мы делаем это просто потому что мы можем. На самом деле, в этом эксперименте ученые даже попросили группу студентов, которые делали конспект на компьютере, не записывать лекцию «слово в слово», а использовать генеративное конспектирование. И, тем не менее, это никак не помогло этим студентам делать настолько же емкие записи, насколько их делали студенты, пишущие от руки. Я даже не буду упоминать здесь огромное количество исследований на другую тему в сфере конспектирования, которая более популярна, а именно «действительно ли компьютер отвлекает?» Потому что даже если у тебя отключены оповещения и сам ты не заходишь в социальные сети, то найти соответствующую кнопку в меню word-процессора - это уже незаметный, но очень опасный тип многозадачности, который существенно понижает твою эффективность.



Возвращаясь к аргументу о том, что конспектирование на компьютере дает нам больший объем информации, который мы можем заучить позже. Ученые в этом исследование также провели следующий эксперимент: они раздали конспекты по прошествии одной недели студентам, для того, чтобы они могли повторить их и потом написать этот тест. Так вот, даже в этом случае те, кто писал свои конспекты от руки, сдали тест лучше, чем те, кто печатал его на компьютере. Возможно, это потому что те, кто печатал конспект на компьютере, просто написали слишком много, и из-за этого обилия деталей им было сложнее выудить самое главное и выучить это. Те же, кто писал от руки, изначально написали меньше, но главную информацию, и им было просто проще её заучить.
Объективности ради отмечу, что эффект преимущества ручной записи при запоминании фактической информации наблюдается именно тогда, когда мы говорим о тестировании через какой-либо промежуток времени. Когда же студентов тестируют незамедлительно после того, как они написали конспект, то результаты более или менее одинаковые. Но мы учимся не для того, чтобы запоминать информацию на один час после того, как ее услышали. Студентов интересует долгосрочное запоминание и именно для этого ручная запись подходит лучше всего.
Итак, исследования говорят, что конспектирование информации на компьютере негативно сказывается на уровне запоминания этой информации. Кажется, что более детальные записи дают некоторое преимущество в учебе, но нужно помнить, что цена таких более детальных записей – более поверхностное понимание. И поэтому именно при избирательном записывании, когда мы вынуждены перефразировать и синтезировать информацию, студенты достигают оптимальных учебных результатов.
Контакты
г.Екатеринбург ул.Чапаева дом 16
тел. 365-56-56
Made on
Tilda